Сам себе инженер-конструктор! Как мастер из Беларуси собирает сложные машины без чертежей
Мастер на все руки — так в родном агрогородке Друя Браславского района Витебской области отзываются о Романе Петровиче. Ему под силу не только отремонтировать почти любой автомобиль, но и собрать новый практически с нуля. Детали для машин мужчина берет от транспорта заводского производства, изжившего свой век. Причем для него непринципиально — Audi это, BMW, Volkswagen, Renault или в прошлом "Жигули". Запчасть примерит и подгонит, а кузов выльет или сварит по личным эскизам, которые даже не рисует на бумаге — все в голове. Примерно так же слесарь собрал электрический ветрогенератор, энергии от которого хватает на уличную подсветку внутреннего дворика по вечерам и ночам. О разобранных игрушках, сделанных своими руками агрегатах и размеренной жизни в некогда деревне, а нынче агрогородке Друя Роман Петрович рассказал в проекте "Белорусы в кадре" на YouTube-канале БЕЛТА.
"Люблю вот так покататься на природе, на животных посмотреть. Осенью в грибы ездили — тоже по лесу хорошо. Куда-нибудь подальше заедешь, где народ не доходит, там больше грибов — интересно", — рассказывает Роман Альдефонсович, с легкостью управляя самодельным квадроциклом. Эта машина, как вездеход, способна доставить до любого места. Разве что не плавает.
"Доделываешь, переделываешь — и получается". О нюансах интуитивной сборки
Квадроцикл пополнил парк самодельных авто Романа Петровича около двух лет назад. Поскольку внедорожную технику он собирал чаще в свободное время по вечерам, на весь процесс ушло полтора года.
Подбирать запчасти к новой "игрушке", как ее сам называет мастер, — дело тонкое. "Здесь от разных машин всего понемножку. Со всего, даже не вспомнишь. "Жигули" даже есть, — скромно делится Роман Петрович. — Планируешь, от какой машины и что лучше подойдет, надо состыковать. Это не тот случай, когда все запчасти от одной машины и их просто можно вместе собрать. Здесь одна к другой не совсем подходит. Что-то доделываешь, переделываешь, планируешь — и получается. Тут двигатель от Daewoo Matiz с коробкой, фары от него тоже. Мосты от BMW, полуоси от Volkswagen, рычаги самодельные, амортизаторы от Volkswagen Passat, сиденье от Renault Scenic. Стекло под заказ в Минске делал".
Сложнее всего, уточняет Роман Петрович, было работать с корпусом квадроцикла, делать обшивку из стеклопластика. В ход пошли сетки для создания каркаса модели, который обклеен полиэфирной смолой. Заводские здесь только узлы, амортизаторы, двигатель, коробка передач и колеса. Раму и все остальное, включая заводские шрусы, пришлось переделывать и в процессе дорабатывать. "Колеса сначала сделал самодельные, вырезал протектор. Обычную резину купил и через шип сделал вырезы, но не то было. А потом уже эти колеса купил, именно от квадроцикла, какие и должны быть. Те же полуоси я обрезал и короче делал, потому что не подходили", — рассказывает слесарь.
Сливающийся с пейзажем зелено-коричнево-белый четырехколесный мотовездеход в Друе прозвали Кузнечиком. Его покраска — своего рода художественный шедевр, над которым Роман Петрович работал далеко не один день. Цветовые решения подсказала природа, она же не скупилась на материалы.
"Сразу что-то типа такого хотел, — поясняет мужчина выбор цветов и рисунка. — Просто сначала на жестяночке тренировался, какого цвета получатся все элементы. Трафарет из веточек прокладывал и пульверизатором проходил. Потом уже красить начал".
Для комфортных лесных прогулок на таком вездеходе мастер предусмотрел небольшой кузов-багажник. Говорит, в него удобно что-то захватить с собой: корзинки для грибов, удочки на рыбалку и другое по мелочи. Машина получилась удобной и многофункциональной, как и было задумано. "Немного знаний нужно, чтобы представлять, от какой машины будет лучше подходить запчасть. Чертежей никаких нет, все в голове. И помощников у меня нет, сам все делаю. Вот думаешь, планируешь, бывает, полночи не спишь — в голове крутятся мысли, как это сделать, как состыковать", — улыбается Роман Петрович.
"Такого нигде нет поблизости". Что подвигло жителя Друи на создание сложных устройств
Первой крупной машиной в его коллекции самодельной техники и устройств стал трактор. Вот уже больше 20 лет он на ходу и выручает в любой сезон. Роман Петрович усовершенствовал технику, и теперь в комплекте идет экскаватор. "Он мне нужен был просто по необходимости. Имелось хозяйство, огороды — все нужно было пахать, сеять, убирать, — поясняет мужчина. — Тоже полностью самодельный, кроме узлов. Двигатель от "запорожца", коробки от ГАЗ-53, мост от ГАЗ-51. Рама самодельная, обшивка тоже, сиденье от "запорожца". Уже позже сделал экскаватор, когда строил дом, и нужно было что-то прокопать. Полностью сам варил, даже заводское все переделывал, например, цилиндры не подходили по длине — обрезал. Экскаватор съемный, на стандартном креплении. Его на трех точках снял — и вместо него уже цепляешь все, что хочешь: плуги, культиватор, прицеп".
В зимний период эта сельскохозяйственная техника приходится кстати во время уборки снега. Весной-осенью применяется по назначению: огород вспахать, траншею вырыть, чтобы воду провести. "В хозяйстве хорошо помогает. Когда родители жили, больше нужен был трактор: огороды и свои, и у родителей делал. Сейчас родителей не стало, трактор больше простаивает. Экскаватор иногда совхоз попросит, землю прокопать", — говорит Роман Петрович.
Неуемное любопытство и вызов самому себе побудили Романа Альдефонсовича собрать электрический ветрогенератор. Энергии от сложной двенадцатиметровой установки хватает для освещения внутреннего дворика — девять уличных фонарей автоматически включаются вечером и перестают светить в утренние часы. Единственным препятствием для работы устройства может стать отсутствие ветра.
"Издалека кажется маленьким, но так довольно большой. Общий диаметр лопастей — 4,55 м. Раньше он был поменьше у меня, диаметр лопастей метра полтора был. И генератор другой использовал, но был заводской, от чего-то. Электричество вырабатывал, но мало и нужен был сильный ветер. Поэтому начал делать его полностью с нуля сам, какой надо", — уточняет Роман Петрович.
Проект получился занимательным, но не бюджетным. Дорогие неодимовые магниты, достаточно мощные для установки, пришлось выписывать в Москве. "На теперешние деньги, наверное, тысячи две рублей будет", — приводит расчеты конструктор. И добавляет: не сказать, что ветрогенератор полностью себя окупает. Дом запитывать от него дорого — нужно много аккумуляторов, но в экстренных случаях, когда нет света, бытовое устройство спасает.
"Просто интересно, такого нигде нет поблизости, — скромно, но с гордостью поясняет Роман Альдефонсович. — В журналах, телевизорах видел, что делают. Решил сам сделать, чтобы вырабатывал электричество. И вырабатывает".
С новыми изобретениями мастер на все руки пока не торопится: и лишних элементов, и деталей сейчас нет, и накладно выходит. "Пока отдыхаю", — улыбается он. При этом с удовольствием бы передал свои знания и умения возможным ученикам. "Если бы молодежь захотела что-то подобное сделать, конечно, интересно было бы подсказать и помочь", — размышляет мастер. Ведь люди при виде его компактной, но многофункциональной техники и устройств, всегда приходят в удивление.
"Игрушки долго не могли прожить". Как юный техник вырос в моделиста-конструктора
Родители заметили талант Романа с малых лет. Принося новую игрушку сыну, они вряд ли рассчитывали, что она останется в прежнем виде. "Игрушки покупали, а они долго не могли у меня прожить, потому что я их постоянно разбирал — было интересно, что внутри, как все устроено. По электрике тоже любопытно было. Это сейчас интернет, можно найти, что надо, а раньше журналы "Радиолюбитель", "Моделист-Конструктор" выписывал. Просто интерес к этому, к железу", — улыбается он.
Почти всю жизнь мужчина провел в Друе. Родился в паре километрах от нее, деревне Бильдюги, а переехал уже после окончания Друйского училища, где получил специальность "тракторист-экскаваторщик". Нынче он работает слесарем на местном сельхозпредприятии. Директор организации до сих пор отчетливо помнит первую встречу с Романом Петровичем — он сразу понял, что будет бок о бок трудиться с весьма изобретательным человеком.
"Познакомился я с Романом Альдефонсовичем Петровичем в 1999 году, когда приехал сюда работать молодым специалистом. Меня удивило (а в то время еще не было мобильных телефонов), когда я пришел к нему домой по своим вопросам. Его родители жили километров пять от Друи. В процессе общения он говорит, что ему нужно поговорить с родителями. Я удивился, как? Зная, что там телефона стационарного не было. А он говорит, по рации, сам собрал радиостанцию. В определенное время родители выходят на связь. Говорит, выписывал журнал "Юный техник" и просто по схеме собрал такую радиостанцию. Ну и потом у него дело пошло", — вспоминает директор сельхозпредприятия Александр Белюн.
В Романе Петровиче его подкупает то, что мужчина сам по себе творческий по жизни. "Он интересуется природой, снимает ролики, как распускается цветочек: от начала до раскрытия тюльпан снимает на видео. У него есть дрон, на который снимает ролики про Друю, красивые виды, историю, наш костел, остров, речку, — перечисляет Александр Белюн. — Интересный, приятный, скромный человек, который вкладывает душу в свою работу".
Неоценимая помощь. Когда неравнодушие местных жителей становится стимулом к развитию
В небольшом агрогородке хозяйству без помощи местных жителей бывает не обойтись, отмечает Александр Белюн. К тому же людей с золотыми руками в Друе немало. Роман Петрович выручает с ремонтом сельхозтехники и шин, особенно в горячую для аграриев пору. Выезжает прямо в поле. Среди помощников — и люди, которые уже давно на пенсии, но не оставляют привычное дело.
"Геннадий Пиусович Трещинский, наш бывший слесарь, много лет оказывает нам помощь по токарным работам. Если нужно восстановить какую-то шестерню дорогостоящую, любую запчасть к сельхозтехнике, то он дома, где у него есть свой станочек, ремонтирует, — поясняет директор. — Михаил Александрович Родионов, к которому мы иногда обращаемся в период жарких работ: посевной, уборочной. Он нам помогает в обработке приусадебного хозяйства нашей школе, где они сажают картофель. Мы, конечно, тоже помогаем школе в этом плане. Вот эти люди благодаря своему неравнодушию, тому, что готовы оказать помощь практически безвозмездно, они не дают и нам останавливаться в развитии".
Продолжает развиваться и сам агрогородок, расположенный возле границы с Латвией — она, кстати, проходит по середине Западной Двины. Нередко в Друю заглядывают туристы, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья. Даже хмурой осенью их привлекают местные пейзажи и особая энергетика. "Друя — очень интересный исторический городок. Из достопримечательностей здесь есть Борисов камень, еврейское кладбище, которое находится в отличном состоянии благодаря поддержке нашего сельского совета. Люди приезжают из Израиля, совершают на кладбище свои обряды. Основное предприятие по производству — это мы, ОАО "Друйский", у нас работает где-то 110 человек", — рассказывает Александр Белюн.
С каждым годом Друя только хорошеет. Многое здесь делают по благоустройству, развитию инфраструктуры для туристов. "Последние годы вкладывались немалые средства при строительстве агрогородка. В прошлом году благоустроено несколько улиц, сделан подъезд к сельскому совету, устанавливаются баннеры с QR-кодами, поддерживается порядок. Людям интересно, они пишут отзывы. Существует такая группа "Мое местечко Друя", где люди с удовольствием оставляют свои отзывы".
Свой вклад в жизнь Друи продолжит вносить и Роман Альдефонсович. Пусть его дело и не больших масштабов, но общественно полезное и выходит с душой. И вдохновение далеко искать не приходится — все в шаговой доступности: улицы родного тихого и уютного городка, размеренный ритм жизни и безумно красивые пейзажи. "Здесь привык, все знакомо, природа нравится — так и живу здесь", — улыбается собеседник.
Фото: Александра Хитрова
Источник: onlinebrest.by