Вредная экономия: чем чревата езда на малых оборотах

0 73

Чем ниже обороты, тем лучше для ресурса мотора и расхода топлива – так считают водители и спешат перейти на передачу повыше. По такому же алгоритму действуют и автоматические коробки передач. Топливо экономится, но техника страдает.

Вредная экономия: чем чревата езда на малых оборотах

Ни тоски, ни жалости

Ниже обороты – меньше топлива расходуется, по крайней мере в устоявшихся режимах, когда автомобиль движется с постоянной скоростью и нет повышенных нагрузок. Хуже, когда они имеются, например, во время буксировки, на крутом (затяжном) подъеме и, конечно, при активном ускорении. Оптимальными в таких ситуациях будут обороты, близкие к тем значениям, при которых достигается максимальный крутящий момент.

И это касается не только отдачи (она проявляется именно в том, как быстро автомобиль ускоряется), но и экономичности. Выпадаете из этого диапазона, недокручивая или, наоборот, перекручивая мотор, – только зря мучаете его и жжете лишнее топливо.

На атмосферных бензиновых моторах максимальный крутящий момент достигается в районе 3.500-4.500 об/мин, но многие ли водители крутят двигатель до таких значений при разгоне? Некоторые запросто переключаются при 2.500 об/мин, а «газовать» начинают чуть ли не с холостых.

Чтобы понять, каково при этом приходится двигателю, вспомните, как тяжело вам крутить педали на велосипеде, если вы решили ехать и тем более разгоняться на высоких передачах, а скорость невелика. Если так постоянно ездить, мучая колени, то и суставы можно «убить». Ездить с каденсом (частотой вращения педалей в минуту) ниже 60 вообще не рекомендуется.

Вот и моторы в натяг работать не любят: нагрузки на цилиндропоршневую группу и вкладыши в эти моменты высокие, при этом давление масла в системе далеко не максимальное. Впрочем, сами автопроизводители утверждают, что это устаревшие «страшилки», мол, производительности масляных насосов достаточно, чтобы обеспечить безопасные условия работы для двигателя, а в последних моторах они и вовсе с регулируемой производительностью.

Здесь заметим, что у бензиновых турбомоторов максимальная тяга достигается в диапазоне 1.500-4.500 об/мин, а для турбодизелей эти значения даже чуть ниже, так что, действительно, даже если на тахометре менее 2000 об/мин, двигатель может развивать максимальный крутящий момент. Оптимально с точки зрения отдачи и расхода топлива! Но высокой нагрузки на детали никто не отменял…

Загвоздка в том, что современные автоматические коробки в устоявшихся режимах подкидывают передачи, при которых двигатель работает при 1500 об/мин в устоявшихся режимах, а при плавных разгонах остается на высокой передаче, пытаясь вывезти в натяг. На автомобилях с МКПП тот же алгоритм предлагает подсказчик: зазеваетесь с включением более высокой передачи, тут же появится стрелочка вверх на табло бортового компьютера.

Обороты ниже – к закоксовыванию ближе

В общем, на современных автомобилях нам предлагают ездить и разгоняться преимущественно на низких оборотах, и вроде как все это эффективно и без последствий, ведь современные моторы с наддувом имеют хорошую отдачу и как бы от масляного голодания и повышенных нагрузок не страдают. Допустим, что так. Но есть еще один нюанс.

Постоянная езда на низких оборотах грозит обернуться закоксовыванием двигателя с последующим масложором, задирами в цилиндрах и прочими прелестями. Попутно получаем зарастание впуска отложениями, забитый сажевый фильтр, который не может регенерироваться из-за отсутствия необходимых для прожига условий (длительной работы двигателя на оборотах выше средних). Двигатель можно и нужно периодически крутить, чтобы дать ему «продышаться», прогнать и прожечь накапливающиеся отложения.

Поэтому алгоритм по-настоящему эффективной (в том числе и с точки зрения экономичности) езды выглядит следующим образом: все ускорения – на подходящих передачах на средних и повышенных оборотах (но не более 80% предельных), движение в устоявшихся режимах – на высших передачах, но желательно, чтобы обороты при этом не падали ниже 1600-1800 в минуту.

Понятно, как этого достичь с механической коробкой передач (она, кстати, тоже не любит езды на низких оборотах, поскольку смазка обеспечивается разбрызгиванием масла, а от движения в натяг страдает двухмассовый маховик), но как быть с автоматической? Можно чаще пользоваться спортивным режимом коробки, в котором используются более низкие передачи, либо переходить в ручной режим, чтобы при повышенных нагрузках (та же буксировка, движение в сложных дорожных условиях) обороты были выше. Некоторые адаптивные «автоматы» у водителей, предпочитающих активный стиль вождения, уже научились держать нужные передачи.

Вердикт

Вы скажете: «Зачем что-то придумывать или казаться умнее производителей? Машины ездят годами – и никаких проблем». Но тут напомним: современные тенденции к езде на низких оборотах – от создателей высокотемпературных режимов работы двигателя, увеличенных межсервисных интервалов и рекомендаций начинать движение без предварительного прогрева. На век первого покупателя и на период гарантийных обязательств хватит, а дальше хоть трава не расти, главное – обеспечить низкий расход топлива и минимальные выбросы. Обеспечение максимального ресурса во главу угла сейчас точно не ставится.

Источник: onlinebrest.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.