Какие проблемы у детского хоккея в Беларуси

0 89

Тренировки в неудобное дневное время и конкуренция в раннем возрасте – это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются родители юных хоккеистов. Какие еще нюансы существуют в детском хоккее Беларуси — в материале Sputnik.

Какие проблемы у детского хоккея в Беларуси


Фото: pixabay.com (иллюстративное)

Хоккею в Беларуси уделяется особое внимание, что совсем не удивительно: это один из любимых видов спорта белорусского лидера Александра Лукашенко, все трое его сыновей разделяют это увлечение, а младший даже бок о бок защищает с отцом цвета президентской команды.

В стране уже построено 44 ледовые площадки, и это не так уж и мало. Например, это больше, чем у Дании, Латвии и Словении, но это в разы меньше, чем у ведущих хоккейных стран, наверное, поэтому Федерация хоккея Беларуси не раз уже обещала, что это строительство продолжится.

С таким количеством арен, льда для занятий детей, например, в белорусской столице по-прежнему катастрофически не хватает. С какими еще проблемами сталкиваются родители юных хоккеистов, разбирался Sputnik.

Чтобы вырастить хоккеиста, нужно не работать

Евгения – "хоккейная" мама почти с пятилетним стажем – возмущается, что хоккей сына и ее работа просто несовместимы, и она объяснила почему.

"Чаще всего тренировки моему сыну-первокласснику ставят в два или три часа дня, но это же рабочее время. Буквально на днях тренировку поставили на 13:15, в то время как занятия в школе заканчиваются у нас в 12:45, а на арену нужно ехать через весь город. Ребенка получилось отпросить с последнего урока, а как в этой ситуации быть родителям?" — негодует собеседница агентства.

И дневные тренировки – это уже установившаяся практика. "Получается, детский хоккей не для всех? Ведь далеко не каждый работодатель согласится отпускать своего сотрудника в рабочее время на несколько часов, чтобы свозить ребенка на тренировку. И ладно бы, если это были единичные случаи, но нет, тренировки на льду проходят по несколько раз в неделю. Я бы лично такого сотрудника не хотела у себя держать", — сетует мама юного хоккеиста.

Евгения рассказала, что пару лет назад ради хоккея сына ей даже пришлось перейти на полставки, но сейчас работать в таком режиме у нее возможности нет.

"Очень часто детей на тренировки привозят именно мамы, и многие из них сейчас в декретном отпуске. Между собой они в ужасе обсуждают, кому сколько осталось до конца декрета. Почему в ужасе? Потому что они понятия не имеют, как им дальше справляться с хоккейным увлечением своих сыновей. А не работать вообще далеко не каждый может себе позволить, особенно с учетом того, что хоккей – дорогой вид спорта, даже если ребенок бесплатно занимается в государственной школе", — рассказала собеседница Sputnik.

Из этого можно сделать вывод: лед (по крайне мере в Минске) достается государственным хоккейным школам по остаточному принципу, ведь скорее всего за аренду льда они не платят, а ледовые площадки должны не только отбивать вложенные в их строительство средства, но и приносить прибыль. Тогда где же прицел на будущее в развитии белорусского, о котором так много говорят?

Невольно усиливается давление на ребенка

В крупных государственных хоккейных школах есть разделение ребят на составы от сильного до более слабого, команда сына Евгении в этом плане тоже не исключение.

"По собственным наблюдениям и с разговоров с родителями детей из других школ могу сказать, что чаще всего главные тренеры команд при подготовке детей больше внимания уделяют игрокам именно первого состава, где сконцентрированы самые сильные ребята. Для них даже организуются дополнительные тренировки, они чаще выступают на турнирах. А разве это правильно?" — снова задается вопросом Евгения.

Дело в том, что такое разделение на составы провоцирует ненужную в таком раннем возрасте конкуренцию. "Дети в первую очередь должны получать удовольствие от занятия хоккеем, а не думать о том, что ему нужно тренироваться на пределе собственных возможностей, чтобы только его заметил тренер и может быть забрал в состав посильнее", — считает собеседница.

Более того, такой тренерский подход волей-неволей "заставляет" родителей требовательнее относиться к своим детям, потому что на первый план выходит результат, а не процесс.

"Наш сын с малого возраста грезит хоккеем, он буквально вынудил нас отвести его в хоккейную секцию, когда ему только исполнилось три года. И мы с супругом всегда старались придерживаться такого принципа: раз сын этим так горит, то пусть ему это будет только в радость и удовольствие", — рассказала мама хоккеиста.

Но сейчас Евгения начинает за собой замечать, что тоже вместе с мужем стали требовать от сына результатов и еще больше выкладываться на тренировках.

"Получается так, что мы заставляем его "пахать" на льду, а не получать удовольствие. А когда начинаешь осознавать, как поступаешь и что требуешь от своего еще маленького сынишки (а ему всего лишь 7 лет), приходишь в ужас", — поделилась Евгения.

Она понимает, что в данном случае, ее семья, как и многие другие, в которых растут хоккеисты, просто стали заложниками разделения на составы внутри команды. Ведь каждому родителю, хочется видеть своего ребенка в лидерах.

Но эта не единственная "побочка" такого разделения: дети иногда бывают очень жестокими, и нахождение в слабом составе – повод поиздеваться.

Чуть не успел, считай опоздал

Мама девятилетнего хоккеиста Артема Марина тоже не всем довольна и неудобное для работающих родителей расписание хоккейных тренировок – далеко не единственная для них проблема.

Дело в том, что Артем по хоккейным меркам начал заниматься хоккеем немного поздно: впервые они пришли в хоккейную секцию, когда ее сыну уже исполнилось семь лет.

Начинали они в частной хоккейной школе, и там кроме высокой стоимости абонемента с большего все было прекрасно – дружеская обстановка, удобное расписание занятий, установившийся график тренировок. Для старта этого было достаточно, но, когда Артему уже исполнилось девять лет, Марина с супругом решили, что их сыну надо двигаться дальше и переходить в ту команду, с которой юный хоккеист сможет получать необходимый для спортивного роста игровой опыт.

"Как оказалось, у нас совсем небольшой выбор команд, и это в Минске, боюсь даже представить, что в этом плане происходит в небольших городах. Почему тема выбора команд для нас стала такой актуальной? Дело в том, что, когда мы решили уходить из частной хоккейной школы, оказалось, что и уходить нам особо некуда. Мы адекватно понимали, что до уровня школ "Динамо", "Юности" и ШРС сын еще не дотягивает, плюс без игрового опыта в школы олимпийского резерва не берут, а набраться его по сути было и негде", — поделилась Марина.

Идти в другую частную школу "Пираньи" с сильной игровой подготовкой этой семье было совсем неудобно. Возить ребенка надо было в Раубичи (именно там базируется данная школа), а ни у Марины, ни у ее супруга такой возможности нет. Вот и получается, что на самом деле вариантов не так уж и много.

"К счастью, мы смогли записать сына в хоккейную секцию при одном из столичных физкультурно-оздоровительных центров. Тренер разглядел в Артеме перспективного игрока и готов его подтянуть до нужного для команды уровня", — рассказала хоккейная мама.

Хоть сын Марины теперь и при команде, ей все равно немного обидно. Ведь получается так, что если ребенок пришел в хоккей немного позже остальных ребят, а в государственные хоккейные школы обычно набирают детей с шестилетнего возраста, то догонять сверстников и набираться игровой практики ему негде.

Тренеры СДЮШОР от таких ребят чаще всего отказываются, так как в гонке за результатами, они не поставят мальчишку послабее играть за команду, а заниматься им тренеру некогда. "Может это и логично, это все-таки школы олимпийского резерва, но должна же быть и для таких ребят какая-то альтернатива и возможность для роста", — считает Марина.

Тренироваться в частных школах дорого и не всем по карману, поэтому их и не так много.

"А дорого не потому, что там на родителях пытаются заработать бешенные деньги, а потому что снять лед, раздевалку, арендовать зал для ОФП и сухой лед для дриблинга – это весьма накладно. Вот и куда в таком случае деваться, если ребенок по-настоящему горит хоккеем и хочет развиваться дальше?" — задалась вопросом мама хоккеиста.

Главное – заманить, потом начинается выкачка денег

У Елены сыну 13 лет, и он уже семь лет в хоккее, но назвать эти годы счастливыми мама не может.

"Сын начал заниматься хоккеем в семь лет, а поскольку набор в хоккейные госшколы осуществляется с шести, а можно и раньше, мой сын, который еще и на коньках стоять тогда не умел, был там абсолютно не нужен. Поэтому мы пошли в команду при ЦФОРе одного из столичных районов Минска (центр физкультурно-оздоровительной работы – Sputnik)", — рассказала собеседница агентства.

Занятия там якобы были бесплатными, но родители ежемесячно платили членские взносы, которые к слову были не такими уж и маленькими.

"Я думала, раз я плачу деньги, у моего ребенка будет нормальная подготовка, но нет. Спустя два года мы пошли на просмотр в команду при другом ЦФОРе, и там мне сказали, что мой сын не умеет кататься. Я была в шоке, но потом со временем я поняла: к какому бы тренеру ты не привел ребенка, они все говорят, что он не умеет кататься, потому что у каждого из них свои требования", — отметила Елена.

В общем за семь лет хоккейной истории, ее сын несколько раз сменил команду, но везде они сталкивались с одними и теми же проблемами.

"У меня сложилось впечатление, что тренерам не нужны дети, им нужны деньги. Они не учат детей, они на них зарабатывают. Возможно, в государственных хоккейных школах олимпийского резерва это не так, но мой ребенок там никому не нужен", — рассказала хоккейная мама.

Как отметила Елена, в командах при ЦФОРе главное – это заманить, а потом начинается выкачка денег с родителей.

"В нашу последнюю команду мы пошли потому, что нам пообещали ежемесячный сбор в размере 60 рублей, у детей будет по шесть тренировок в неделю на льду, возможность ходить в тренажерный зал, бассейн и сауну. В перспективе вообще все планировалось сделать бесплатным, но не тут-то было", — рассказала она.

Спустя месяц появились дополнительные расходы, которые легли на плечи родителей.

"Никакого бассейна, никакого спортзала, лед два раза в неделю. А размер взносов с родителей увеличивался в геометрической прогрессии: поначалу 60 рублей, потом стало 80, потом 100, а позже и вовсе 150 рублей. И платить всю сумму нужно, даже если ребенок болеет, ведь поскольку мы в команде при ЦФОРе, мы платим не за тренировки, а членский взнос", — поделилась Елена.

Так, например, у них в команде был мальчишка, который бесконечно болел и на тренировках появлялся максимум два-три раза в месяц. А его мама была вынуждена ежемесячно оплачивать полную сумму. Многие родители задаются вопросом, насколько это честно и справедливо.

А еще бешенные деньги уходят на то, чтобы у ребенка была возможность просто поиграть. "Чтобы набираться опыта и игровой практики почти каждые выходные проходят товарищеские матчи. Выездные игры стоят по 130-135 белорусских рублей, домашние матчи обходятся дешевле, но в целом это немаленькие расходы", — рассказала собеседница агентства.

"Понятное дело, я не могу открыто рассказать обо всем, что происходит, но я могу точно сказать, что у тренеров в головах только деньги. Разве это нормально, что некоторые родители берут кредиты на жизнь? Но только так они и могут справляться, потому что из-за хоккейных расходов на все остальное денег просто не хватает", — поделилась Елена.

Не нужен в Минске – езжай в регионы

Сейчас в государственные хоккейные школы набирается минимум по 50 детей, а ранее и вовсе по 100-200 ребят. Но со временем происходит отсев, который далеко не всегда связан с проблемами со здоровьем ребенка и его нежеланием заниматься.

"Сейчас в командах возраста моего сына осталось по одному-два состава, это 30-40 человек, а в следующем году их количество сократиться примерно до 20 человек. Кто-то из этих ребят смог устроиться в другую государственную школу, а кто-то нет, а ведь у мальчишек в 12-14 лет только включается мозг для игры в хоккей, а детей уже в 10 лет выбрасывают из школ по разным причинам", — поделилась Елена.

При этом мама понимает, что для школ отсев — это возможность выявить лучших, но тогда для тех, кто этот "кастинг" не прошел, должен быть достойный альтернативный вариант для тренировок и игр. "Пусть это будет не чемпионат Беларуси, но и не "Золотая шайба", — добавила она.

Из-за этого многие, так сказать, бесхозные мальчишки собираются переезжать, например, в Пинск или Березу, только чтобы иметь возможность играть.

"Там игроки из Минска нарасхват, родители даже шутят между собой, что их дети нужны всем, кроме государственных хоккейных школ Минска. Но как отпустить восьмиклассника или девятиклассника одного в другой город? А переезжать всей семьей – совсем не выход", — рассказала она.

Кто-то пытается решить вопрос без переезда в другой город. Так, например, некоторые из Минска ездят на тренировки в Жодино и Молодечно, на так тоже сильно не наездишься.

На самом деле это далеко не все проблемы детского хоккея, в раздевалках родители искренне жалуются друг дружке на сложности хоккейной жизни. Можно, конечно, задаться вопросом, почему же тогда они не пытаются об этом поговорить с тренером или руководством клуба, ответ прост и очевиден — детей в команде много, никто никого не держит.

Источник: onlinebrest.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.