«На Варшаву осталось около 3 часов, остальное ушло на границу». Они не думали, что автобусная поездка может быть такой долгой
Месяц назад мы рассказывали об автобусных очередях в пункте пропуска «Брест» на границе с Польшей. Те, кто отправлялся в поездку, вынуждены были закладывать в свой график дополнительные часов 12 — на то, чтобы пройти границу. Как изменилась ситуация за прошедшее время? У нас есть истории читателей, которые указывают на то, что о каком-то улучшении говорить преждевременно, пишет Onliner.
«Думал по-быстрому сгонять в Варшаву и вернуться»
— Я ездил в начале месяца. Задумка была простой и, как я теперь понимаю, наивной. На ночном автобусе доехать до Варшавы, провести там день, посмотреть город и следующей ночью вернуться обратно в Минск, — рассказал наш читатель Евгений.
У него были билеты на рейсовый автобус Минск — Варшава с отправлением в 0:10 с автовокзала Центральный.
— Автобус был полный, билеты я покупал не в последний момент, но и не слишком заранее — ажиотажа не было. Как-то с ходу напрягло то, что водитель, не успев отъехать от платформы, спросил: «До „Шопена“ едет кто-нибудь?» Подразумевался варшавский аэропорт, и две женщины подняли руки. «Когда у вас вылет»? Они назвали вечернее время, а водитель в ответ как-то странно хмыкнул: «Ну-ну…» Помню, подумал тогда, что у них в запасе часов 10 — что такого может случиться, чтобы появился риск опоздать? — продолжает собеседник.
Ночные переезды обычно проходят одинаково. Темноту в автобусе пробивают «окна» смартфонов, владельцам которых почему-то не спится. Остальные пытаются к чему-нибудь прислонить голову, поудобнее вытянуть ноги и подремать.
— Ехали нормально, помню, в Барановичах была остановка. Я проваливался в сон, просыпался — так и доехали до границы. Точнее, до границы не доехали — остановились где-то на подступах. Я проснулся, увидел где-то вдалеке через деревья подсвеченную Брестскую крепость и обрадовался — уже граница. Было еще темно. Водитель заглушил двигатель, ушел куда-то. Вернулся минут через 15. Говорит: «Перед нами очередь на 10 часов минимум. Учтите это в своих планах. Кто торопится на самолет — подойдите ко мне». Я тогда просто не поверил тому, что услышал. 10 часов — это шутка? — с горьким смехом вспоминает Евгений.
Свою наивность парень объясняет тем, что уже пару-тройку лет не ездил в этом направлении на автобусе и не мог предположить, что сложилась такая ситуация.
— Я слышал, о чем водитель говорил тем женщинам. Он попросил показать авиабилеты, а затем предложил им пройти в начало очереди, к автобусу того же перевозчика. Их должны были взять на борт и даже без дополнительной платы — просто, чтобы они не опоздали на свои рейсы. Тут же нашлись охотники до халявы, которые тоже, оказывается, торопятся в аэропорт, но билеты показать не могут, так как они где-то глубоко в чемоданах. Водитель предложил им сходить в другой автобус на свой страх и риск, но предупредил, что ничего и никому не гарантирует. Ушли человек пять, спустя полчаса трое вернулись. Они рассказали, что другой автобус нашего перевозчика уже въехал в пункт пропуска — на него они не успели. А в другие автобусы их согласились подсадить за дополнительную плату. Назывался ценник в 40 евро.
По словам Евгения, невернувшиеся — те самые две женщины, которые с самого начала говорили, что едут в аэропорт.
— Про них сказали, что они согласились заплатить за проезд в другом автобусе, в голове очереди. Не знаю, правдивую ли цену сказали, но вполне допускаю, что сам бы заплатил на их месте. А что делать, если опаздываешь на самолет? — добавил собеседник.
Радость от прибытия к границе улетучилась окончательно. Понемногу светлело небо, начиналось утро.
— Кто-то спал, кто-то ходил на ближайшую АЗС за кофе. Все смотрели на часы и качали головами. Спокойным был только водитель: он говорил, что с недавнего времени почти любая поездка такая. Помню, больше всех переживала одна женщина: она все повторяла, что ездила через границу за неделю до этого и провела на границе в общей сложности два часа. На что-то такое я и рассчитывал, выезжая из Минска, но теперь, после того как мы не сдвинулись ни на метр за пару часов в той очереди, это звучало уже как-то фантастически.
Евгений сам начал прикидывать, сколько у него времени в запасе. План провести день в Варшаве ломался прямо на глазах.
— Я просто каждый час чуть ухудшал собственные надежды. Вначале я старался сохранить оптимизм: думал, что просто опоздаю на два-три часа, что произойдет какое-то чудо и мы все сейчас поедем. Потом я стал догадываться, что ни к какому завтраку я в Варшаву не успею. Ну и ладно, все равно не люблю завтраки, ничего страшного. Позже стало ясно, что и обед можно теперь не любить — не успею и на него тоже.
По расписанию автобус с нашим читателем должен был прибыть на варшавский автовокзал в 9:50 утра. Но к этому моменту он еще даже не въехал на территорию пункта пропуска.
— В итоге отчаяние до меня добралось: я уже не думал ни о чем, просто соображал, успею ли я на свой автобус обратно в Минск на 23:00, или мне нужно менять билет. Наверное, можно сказать, что повезло — успел. Причем, что примечательно, на само прохождение границы действительно ушло часа два. Кто-то говорил, что рейсовые автобусы должны пропускать, что все эти очереди — из-за так называемых заказных. Не знаю, мы никого не объезжали, нас никто не объезжал — все ехали как по струнке, друг за другом. Наши быстро проверили документы и отпустили, поляки тоже проштамповали паспорта, взяли у всех отпечатки и больше не держали. Но на стояние в очереди мы потратили даже больше 10 часов.
В Варшаву наш читатель добрался примерно в 19:20 — на 11 с половиной часов позже запланированного.
— Я посчитал, что на Варшаву у меня осталось около трех часов, остальное ушло на границу. Но вдруг получил сообщение от перевозчика: обратный рейс задерживался примерно на три часа, это был просто подарок — у меня появлялось дополнительное время. Так что поужинать и посмотреть город я все же успел, просто прогулка выдалась ночной, — смеется парень.
Любопытно, что дорога обратно прошла по расписанию (учитывая изначальный перенос времени отправления автобуса из Варшавы).
— Доехали вообще без задержек, даже с учетом того, что на границе у каждого досматривали багаж, — добавил наш читатель.
«13 часов на границе: в 1:00 заехали, в 14:00 выехали»
Дарья рассказала, что пересекала границу в том же пункте пропуска минувшей ночью.
— Я надеялась, что на границе простоим до десяти часов. Прежде в этом году я дважды ездила через Литву — там обе границы проходили за 2—2,5 часа. А сейчас нужно было в Краков, вот и поехала через Польшу, — объяснила девушка.
В Краков ее автобус должен был приехать сегодня в 9:55 утра. На момент подготовки этого материала Дарья еще была в автобусе, ее путешествие продолжалось. Планируемое время прибытия теперь — 21:00.
— До 4 утра мы даже на территорию пункта пропуска не могли въехать. А когда въехали, прошли белорусский контроль за 40 минут, — говорит она.
Дальше дела пошли хуже.
— Мы долго стояли на мосту. Затем, при въезде на польскую сторону, оказалось, что у одного из пассажиров вопросы с паспортом. Снова долго ожидали, пропустили перед собой автобусов пять. В итоге наш автобус развернули, вернули в белорусский пункт пропуска. Там этого пассажира ссадили, а мы снова развернулись и поехали в сторону Польши. Снова стояли, потом по встречной объехали два автобуса. Много времени провели на польской стороне: почему-то у людей никак не хотели считываться отпечатки пальцев. К тому же у последних десяти человек из очереди «просветили» чемоданы, — рассказала Дарья.
Она также следовала на рейсовом автобусе и не заметила, чтобы кого-то пускали без очереди.
— Как выехали все по порядку из Бреста, так ровненько все и стояли вместе. Я не знаю, сколько автобусов было перед нами, но точно больше пяти, — говорит она. — Пересаживаться в другие автобусы никому не предлагали, да никто и не просился. Народ ехал в основном в Краков и Прагу, а не на самолеты.
Официально
Госпогранкомитет Беларуси регулярно предупреждает о скоплении транспорта на границе со странами ЕС. Наибольшие очереди сейчас на польском направлении.
Отдельная статистика по количеству автобусов в очередях не публикуется.
Сегодня утром Госпогранкомитет сообщал о более чем 100 легковых авто, которые ожидали въезда в Польшу.
— По состоянию на 10:00 существенное количество авто ожидает въезда в ЕС перед единственным функционирующим для легкового транспорта польским пунктом пропуска «Тересполь» («Брест»), — отмечали в ГПК. — С начала недели его сотрудники оформляли в среднем 35% легковых автомобилей от нормы.
Источник: onlinebrest.by